Ошибается тот, кто думает, будто русское кино не востребовано зрителем. Прямо сейчас совсем рядом с нами ведут активную творческую деятельность гениальные русские режиссёры. Звягинцев, Сокуров, Лозница, Серебренников, Найшуллер — о них много говорят и на родине, а в Европе их имена регулярно упоминаются в контексте признанных фестивалей. Сегодня мы поговорим об их репутации.
Режиссеров для этой статьи мы выбирали по принципу числа поисковых запросов в интернете и обилию инфоповодов. Чем больше число запросов в поисковиках, тем больше выборка, на основе которой проводится измерение репутации. Поэтому в подборке нет, скажем, гениального Константина Бронзита, по которому статистика выдаёт чуть более 4 тысяч запросов в месяц, в то время как Звягинцевым интересуются почти 700 тысяч раз в месяц.
Режиссёр | Репутация | Число запросов в месяц |
Александр Сокуров | 80 | 72 тыс. |
Илья Найшуллер | 70 | 25 тыс. |
Андрей Звягинцев | 69 | 670 тыс. |
Кирилл Серебренников | 47 | 602 тыс. |
Сергей Лозница | 41 | 32 тыс. |
Александр Сокуров — мастер, признанный во всём мире. Список его наград можно перечислять очень долго, но одну отметим особо: японский орден Восходящего солнца, полученный за неоценимый вклад в культуру этой страны. Из наиболее известных работ режиссёра — тетралогия о власти: «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст». Причём, «Фауст» снят на немецком языке, а на русский до сих пор не переведён, что вызвало волну критики в адрес именитого режиссёра. Гневу определённой категории граждан подверглась его позиция по вопросу конфликта между Россией и Украиной.
Тем не менее, заслуги режиссёра столь высоки, что перевешивают любую критику: СМИ и информационные порталы с удовольствием и завидной регулярностью публикуют на своих страницах интервью с мастером. Сегодня большинство зрительских симпатий полностью на стороне Александра Николаевича — результат положительной устойчивой репутации (80 баллов). А если учесть, что новый фильм именитого режиссёра, это, своего рода, продукт известного бренда — лояльность аудитории может оказать значительное влияние на успешность фильма в прокате.
Илья Найшуллер — самый молодой и модный из всего списка, несмотря на то, что фильмография его — всего ничего, а клипов снято больше, чем фильмов. Зато о нём знают даже в Голливуде. Это тот самый режиссёр, кто снял первый в истории кинематографа боевик от первого лица «Хардкор» и «Кольщик» — клип на песню группы «Ленинград» с миллионами просмотров. О Найшуллере говорят много и с удовольствием, преимущественно хвалят и наперебой предлагают новые проекты. За несколько дней репутация режиссёра выросла на 4 балла и теперь составляет 70. Это не самый высокий показатель, но на фоне положительной динамики он выглядит неплохо. К тому же, всегда следует помнить, что режиссёры редко подходят к продвижению собственного имени ответственно — они не имеют несколько собственных сайтов, большинство даже не заводит страницы в ведущих социальных сетях, предпочитая какую-то одну площадку. При желании, улучшить позиции Илье Найшуллеру не составило бы труда.
Андрей Звягинцев — автор эпического «Возвращения», неоднозначной «Нелюбви» и скандального «Левиафана» (которого даже номинировали на Оскар как лучший фильм на иностранном языке). И пока большинство людей просто смотрят интересную историю, наслаждаясь режиссёрской работой, одни ругают мастера за «неправильные акценты», а другие хвалят за то же самое. В комментариях к фильмам — примерно поровну восхищений и оскорблений; иностранные журналисты поют дифирамбы, а российские критики, в большинстве своём, наоборот.
Результат измерения – репутация 69 баллов: ряд авторитетных источников упоминают режиссёра в положительном ключе, но таких источников явно недостаточно. Репутация 69 может означать, что 31% потенциальных зрителей скорее откажутся от просмотра фильмов режиссёра, несмотря на то, что профессионалы не судят о произведении по его автору.
Гораздо хуже обстоят дела с репутацией у Кирилла Серебренникова — режиссёра театра и кино, известного по фильмам «Изображая жертву», «Юрьев день» и «Ученик», ряду театральных постановок в московском «Гоголь-центре», получившем скандальную известность в связи с хищениями. Худрука «Гоголь-центра» Серебренникова долго таскали на допросы, проводили обыски и травили в интернете. За и против режиссёра вступались медийные личности со всей страны. Анализ репутации показывает картину, сходную с тем, что мы часто видим в ситуациях с брендами, утратившими позиции лидеров на рынке — всего 47 баллов. В случае с Кириллом Серебренниковым это уже не просто низкая лояльность аудитории, но вероятность потери деловой репутации, на восстановление которой понадобится значительное время.
Сергей Лозница почти неизвестен в России. О нём заговорили лишь с момента выхода его дебютного полнометражного фильма «Счастье моё» в 2010 году. Сам он родом из Белоруссии, а живёт в Германии. Свой последний фильм («Кроткая», 2017) режиссёр снял по рассказу Достоевского, с русскими актерами, на русском языке, с помощью финансирования русских продюсеров, именно поэтому мы считаем включение его в дайджест русских режиссёров вполне обоснованным.
К тому же, «Кроткая» вызвал значительный интерес к творчеству Лозницы и породил активное и противоречивое обсуждение в рунете. Про один и тот же фильм пишут так: «украинского режиссёра освистали в Каннах» или «русскому режиссёру рукоплескали стоя». Итог такого противоречия — низкие репутационные показатели — всего 41 пункт! Если вспомнить, что показатель репутации, это в первую очередь уровень лояльности потенциальной аудитории, то 41 это очень плохой результат. К тому же, продюсеры, необходимые для существования авторского кино, пользуются для поиска информации о режиссёре всё теми же поисковыми системами и видят всю ту же информацию о персоне, что и наш сервис (разумеется, с учётом региональной поисковой выдачи).
Быть может, режиссёрам авторского кино и театра можно заботиться о репутации с меньшим успердием, чем, скажем, авиакомпании или бренду, ориентированному на широкую аудиторию. Однако, зрители каждого из героев дайджесва находится именно в интернете, где каждый день открываются новые онлайн-кинотеатры и сервисы бронирования билетов в олдскульные залы. Если и существует некоторая погрешность в виде зрителей, которые скачают с торрента фильм неприятного им Звягинцева просто, чтобы убедиться в своей «нелюбви», то можно с уверенностью сказать: те, кто составит о режиссёре негативное мнение по информации в поисковиках, точно не купят билет на его фильм.